Ситуация вокруг банка «Югра» вышла далеко за пределы банковской сферы, приобрела очень широкий резонанс и вызвала массу недоумений. Действия Центробанка в этой ситуации были чересчур стремительными. Иначе как объяснить тот факт, что 10 июля регулятор вводит временную администрацию, а 28 июля отзывает у организации лицензию. За столь короткий срок у стабильного, надежного банка с прозрачной отчетностью «образуются» многомиллиардные «дыры» в капитале. Таким образом, возникает формальный повод для лишения банка лицензии.
Можно ли было избежать подобной ситуации? Против ввода временной администрации возражали и собственники, и акционеры банка. В дело даже вмешалась Генеральная Прокуратура, которая установила отсутствие оснований для ввода временной администрации и потребовала от Центробанка отменить решение.
Действительно, поводом к работе ВА в лице «правой руки ЦБ» — АСВ стали якобы нарушения банком установленных нормативов. Но вот что, примечательно. Согласно официальной отчетности финучреждения, нормативы выполнялись с лихвой! К примеру, Н2 был на уровне 262,8%, тогда как обязательный минимум всего 15%, Н3 «Югры» и вовсе был на уровне в 361,9% (что значительно выше обязательных 50%), а Н4 был почти вдвое ниже максимума и составлял 61,63%.
Однако доказательства были проигнорированы. К тому времени уже полным ходом шли страховые выплаты, которые грозят уменьшить федеральный бюджет на 170 млрд рублей.
В какой момент случилось так, что Центробанк из регулятора превратился в ликвидатора? Если посмотреть статистику, то за последние 3 года более 300 российских банков лишились своих лицензий. А ведь главной задачей регулятора является развитие и укрепление отечественной банковской системы. Эксперты уверены, что поголовное лишение банков лицензий вряд ли можно назвать шагами на пути к совершенствованию банковской сферы.