Что может быть общего у массовых беспорядков, затопивших улицы американских городов, антиасбестовой кампании и теракта 11 сентября? На первый взгляд ничего, кроме места действия – но, на самом деле, это не так. Любой кризис хорошо показывает уязвимые точки системы, хоть на их обнаружение и требуется время. Только сейчас, спустя почти 19 лет мы приближаемся к пониманию, что же на самом деле стало причиной массовой гибели жителей Нью-Йорка. Проанализировав еще раз причины прошлой трагедии, мы сможем понять, к чему могут привести массовые беспорядки и, как любят говорить западные журналисты, «расовая война».
В октябре 2012 года будущий президент США Дональд Трамп написал в своем твиттере следующее: «если бы мы не убрали невероятно мощный огнестойкий асбест и не заменили бы его на мусор, который не выполняет свои функции, Всемирный торговый центр никогда бы не сгорел». Почему он так выбрал именно эти слова? Дело в том, что причиной полного обрушения Всемирного торгового центра стало не само столкновение с самолетами, но пожар, последовавший за ними. Огонь быстро распространился по зданиям и расплавил несущие каркасы, хотя изначальный проект ВТЦ предусматривал и такое экстремальное развитие событий.
Несущие каркасы башен-близнецов были изготовлены из стали, покрытой защитным теплоизоляционным материалом. Согласно строительным нормативам США, здания, превышающие по высоте 52 этажа, должны продержаться при пожаре минимум 4 часа. Сталь теряет 50% своей сопротивляемости при 590°C и плавится при 870°C. Изначально при строительстве ВТЦ использовалось теплоизоляционное покрытие из хризотил-асбеста, который обладает выдающимися термоизолирующими свойствами, плавясь при температуре 1500°С. Впрочем, в 1970-ом году в Нью-Йорке запретили использовать хризотил-асбест на волне антиасбестовой истерии и последовавших за ней судебных исков. В судах истцы связывали тяжелые заболевания респираторной системы и использование асбеста, хотя уже на тот момент было известно – люди болеют от амфиболового асбеста, а хризотиловый безопасен при контролируемом использовании. Тем не менее, работая в интересах производителей аналогов хризотила, американские власти пошли на почти тотальный запрет хризотил-асбеста. Сейчас в Нью-Йорке «асбестовые дела» в судах удовлетворяются почти в автоматическом режиме.
В Северной башне хризотил не использовался выше 37 этажа, а в Южной применялся только для конструирования шахт лифтов. Оба самолета врезались во Всемирный торговый центр на уровне 70-ого этажа. Авиационное топливо дает температуру в пределах 1020°C, что достаточно для того, чтобы расплавить сталь, но не для хризотил-асбеста. В июне 2002 г. правительственной комиссии США по расследованию причин катастрофы WTC группа архитекторов и инженеров строителей выяснила, что главной причиной быстрого обвала башен являлась недостаточная эффективность изоляционных материалов» — пишут в статье «Катастрофа всемирного торгового центра: Был ли тип распыления для противопожарной защиты фактором обвала башен-близнецов?» («The World Trade Center Catastrophe: Was the Type of Spray Fire Proofing a Factor in the Collapse of the Twin Towers?»), статья Indoor Built Environment 2001; 10: 350-360.
Итак, налицо преступная халатность власть предержащих, запретивших к использованию единственный в мире минерал, способный обеспечить безопасность для многоэтажных зданий. Напомним, в результате террористической атаки на ВТЦ погибли 3 000 человек и около 25 000 оказались ранеными. Никто не был за это наказан, по существу ничего не изменилось.
Теперь же обратимся к сегодняшней повестке дня. Смерть чернокожего Джорджа Флойда является очевидной халатностью представителей власти – в самом деле, удушение уже задержанного человека по-другому назвать сложно. Затем руководство страны не предприняло никаких существенных мер по сглаживанию конфликта, хотя в текущей обстановке падения доходов чернокожее население, и так в большинстве своем бедное, явно было на взводе. Итог – массовые беспорядки, которые подавляют еще большим насилием со стороны полиции, что в свою очередь провоцирует дальнейшую эскалацию конфликта. Судя по всему, власти США не имеют склонности к долгосрочному планированию, что является уязвимой точкой. Ради сиюминутных интересов, не обладая гибкостью в решении проблем, «дядя Сэм» самостоятельно наживает себе проблем, которые оборачиваются смертями у него дома.