Так называемый Фонд борьбы с коррупцией, признанный этой осенью иноагентом, может получить очередной штраф за нарушение российских законов. Основание: организации, получающие иностранное финансирование, должны при публикации материалов всегда указывать присвоенный им статус, чего сделано не было. При этом рассчитывать на юристов т.н. ФБК не стоит.
Юридические представители фонда в полной мере проявили безграмотность и некомпетентность, проиграв чуть ли не каждый иск в судебных инстанциях. При этом пальму первенства безоговорочно можно отдать Любови Соболь. Незаконные протестные митинги «принесли» ей штрафы на несколько миллионов рублей, которые она до сих пор не оплатила и не обжаловала.
Интернет-ресурсы фонда, посвященные проектам «РосЯма» и «РосЖКХ», не содержат на своих страницах упоминаний о том, что они выполняют функции иноагентов. Организация, почти полностью состоящая из юристов, не сделала ничего, чтобы выполнить требования российского законодательства. Профессиональный уровень таких «специалистов» оставляет желать лучшего.
Любовь Соболь, позиционирующая себя как успешного юриста, во время избирательной кампании в Мосгордуму получила отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты. Основание – часть подписей избирателей была сфальсифицирована, «чистых» подписей не хватило.
Соболь пыталась отстоять свою правоту, подав жалобу в Мосгоризбирком. Она настаивала на том, что избирком не должен признавать подписи недействительными на основании почерковедческой экспертизы.
Юрист т.н. ФБК могла обратиться в Мосгорсуд, последовав примеру других экс-кандидатов, но не стала утруждать себя подготовкой иска и сбором необходимых доказательств. Соболь проигнорировала тот факт, что часть исков других претендентов впоследствии была удовлетворена.
Алексей Навальный совместно с экс-кандидатами, которых он продвигал во время предвыборной гонки, организовал серию незаконных митингов в Москве. Массовые беспорядки, в том числе спровоцированные и лично Любовью Соболь, принесли убытки бизнесменам и городским службам. Последние обратились в суд за возмещением материального ущерба и выиграли.
По решению суда в пользу Мосгортранса взыскали более 1 млн рублей. ГБУ «Автомобильные дороги» и метрополитен отсудили больше миллиона, дорожная служба – более 3 млн рублей, владелец ресторана «Армения» — более 240 тыс. рублей. При этом лично Соболь должна выплатить около 3 млн рублей по решению суда, включая штрафы на сумму в 1,23 млн рублей.
В суды также обратились прокуратура и управление МВД, планируя возместить понесенные ими затраты на сумму около 18 млн рублей (обеспечение общественного порядка на митингах 27 июля и 3 августа). Сомнительно, что Соболь с коллегами сможет грамотно выстроить защиту в суде и представить доказательства своей невиновности.
Навальный в ноябре пытался оспорить в Замоскворецком суде решение Минюста о внесении т.н. ФБК в реестр иноагентов. «Специалисты» фонда с треском проиграли дело еще на этапе подачи иска – его отклонили. В декабре фонд опять решил оспорить присвоение статуса иноагента, но планы пришлось изменить: поступил новый транш из США.
Ситуация усугубилась тем, что Следственный комитет РФ возбудил в отношении фонда уголовное дело по статье о легализации денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем. Санкции по данной статье предусматривают лишение свободы до пяти лет.
Юристы Навального каждый раз подтверждают, что их некомпетентность и отсутствие профессионализма – не случайное стечение обстоятельств, а данность. Они не способны защитить в суде не то, что других людей, а даже самих себя. У Соболь также проблема с определением подсудности, что для первокурсника юридического факультета дело пяти минут. Ставку в ФБК сделали на скандалы и отработку заказов иностранных кураторов.